Гостей выставки встречал генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин: «Сегодня мы открываем уникальный кураторский проект, созданный специально для Нижегородского государственного художественного музея по инициативе Государственного музейно-выставочного центра “РОСИЗО”. Выставка стала продолжением нашего давнего и плодотворного партнерства.
Произведения, составившие эту великолепную экспозицию, были предоставлены как крупными федеральными музеями, так и региональными. Поэтому проект без преувеличения можно назвать общероссийским.
Выставки скульптуры – нечастое явление в экспозиционной деятельности музея. Во многом это связано с техническими сложностями. Монтаж такой выставки – это всегда особая история и настоящий вызов для музейщиков. Но все сложности преодолены, и вы можете насладиться впечатляющей экспозицией в прекрасном современном пространстве выставочного Пакгауза».
«Наша выставка не похожа на проекты других музеев к юбилею художника. У нас получился уникальный проект для уникального пространства – выставочного Пакгауза. Это огромная совместная работа, которую проделали вместе коллеги из Нижегородского художественного музея и РОСИЗО. И это второй совместный проект, который мы реализуем в пространстве Пакгауза. Не последнюю роль в создании застройки выставки сыграл архитектор Сергей Чобан, который знает о пространстве пакгаузов абсолютно все, ведь именно под его руководством оно было создано. Формат монографической выставки скульптора достаточно редкий и сложный, и здорово, что коллеги из художественного музея не боятся трудностей и готовы к таким экспериментам. Количество экспонатов не очень большое – их около 40 – но среди них нет случайных, они находятся в диалоге друг с другом», – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.
Затем к собравшимся обратился генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО» Иван Лыкошин: «Нижний Новгород стремительно завоевывает позиции одного из ключевых культурных центров страны. Такие проекты, как выставка Сергея Конёнкова, скульптора, без преувеличения, мирового значения, достойно раскрывают потенциал региона и подтверждают высокий уровень культурных стандартов столицы Поволжья».
Об особенностях экспозиции гостям мероприятия рассказала куратор проекта Алла Есипович-Рогинская: «На этой выставке через Сергея Конёнкова мы можем посмотреть на вечные темы, не ограничиваясь временем и пространством. Здесь нет ничего случайного: создаются некие динамические пары. Скульптуры выполнены из разных материалов и находятся во взаимодействии друг с другом.
Мы зашли на выставку “Сергей Конёнков. XX век” и сразу видим пророка, который возвысился к солнцу и будто бы подсвечен солнечным лучом. Слева на островах плывут, как над землёй, три тематических блока – это религия, политика и женщины, то есть языческое, женское начало. Навигация по выставке свободная.
Надеемся, что эта экспозиция показывает новый ракурс, и мы увидим Конёнкова с той стороны, с какой другие выставочные проекты его еще не демонстрировали».
Поздравляя гостей и сотрудников с открытием выставки, директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ольга Галактионова сказала: «Я начинала работу над проектом “Сергей Конёнков. XX век”, еще будучи директором РОСИЗО. Не было бы счастья, если бы не проблема, что в Москве очень немного выставочных площадей.
Наше сотрудничество с Нижегородской областью, с Нижним Новгородом, это огромная радость и счастье. Это действительно третья культурная столица страны. Спасибо Олегу Алексеевичу Берковичу, мы уже не первую выставку открываем вместе, это уже добрая традиция.
Спасибо Наталье Евгеньевне Сухановой, с которой мы активно работаем, спасибо Роману Юрьевичу Жукарину. И, на самом деле, спасибо всей команде РОСИЗО, которая сегодня присутствует здесь. Спасибо куратору Алле Есипович-Рогинской. Пакгаузы очень подходящее пространство для этой выставки. В любом другом месте она бы не выглядела так органично и так здорово».
При всём уникальном тематическом и стилистическом многообразии наследия русского скульптора музейно-выставочный проект исследует героику, космогонию и пророчества. Представленные скульптуры объединены в три тематических блока, неизменных и взаимосвязанных в творчестве Конёнкова: религия (от мессии до демона), власть (вожди и герои), язычество (гедонизм и женское начало). На выставке также представлены космогонические картины-карты, являющие собой сложное сочетание изобразительных «символов» и топографического начала, совокупно фиксирующих расстановку мировых сил.
Работа куратора выставочного проекта Аллы Есипович-Рогинской и уникальное архитектурное решение Сергея Чобана подчеркивают важность бесценных экспонатов выдающегося советского скульптора.
Участниками проекта выступили:
Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижегородский государственный художественный музей, Смоленский государственный музей-заповедник, Серпуховский историко-художественный музей, Творческая мастерская С.Т. Конёнкова (Российская академия художеств), Музей современного искусства «Гараж», Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи,
Научно-справочный отдел фотокиноматериалов Государственной Третьяковской галереи,
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Государственный исторический музей, Государственный архив Российской Федерации.Фото предоставлено НГХМ.
Подробнее о проекте - https://artmuseumnn.ru/vystavki/3988/.