17–18 мая в Московской области прошла стратегическая сессия «Единая модель продвижения российских музеев», организатором которой традиционно выступил РОСИЗО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Вторая по счету ежегодная конференция объединила более 70 экспертов, руководителей и сотрудников музеев не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и многих регионов страны: Карелии, Башкирии, Татарстана, а также Тульской, Псковской, Московской, Саратовской, Архангельской, Нижегородской, Орловской, Тюменской, Ярославской, Курской, Оренбургской и других областей.
Участники конференции обсудили вопросы деятельности Министерства культуры России на новых территориях страны, продвижения культурных проектов, особенностей закупочной системы в музейной сфере, стратегического арт-фандрайзинга, патриотического воспитания молодежи, финансовой поддержки музейно-выставочных проектов, а также нюансы авторского права в музейном деле.
Открыла сессию генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова. Она рассказала об основных этапах продюсирования междисциплинарных проектов — от разработки, продвижения, финансирования до финального запуска, уделив внимание жанрам и форматам.
«Прошло время, когда достаточно было в музее просто расставить картины, и аудитория бы этим заинтересовалась. Сегодня вкусы людей сформированы соцсетями, мультимедиа. Мы должны это обязательно учитывать в своей работе и понимать, что привлечь посетителя можно только интересными проектами. Один из таких способов — использование междисциплинарных проектов, позволяющих "миксовать" различные направления», — отметила Ольга Галактионова.
Она привела в пример главный проект РОСИЗО этого года — «ДК СССР». Эта выставка стала примером кульминации междисциплинарности, межмузейности, межведомственности, потому что в ее подготовке приняли участие несколько музеев, кинообъединения, театры, другие различные институции. Такой подход вызвал большой интерес широкой аудитории.
Кроме того, Ольга Галактионова рассказала о создании и скором выходе в свет каталога выставки «ДК СССР». По ее словам, это возможность продлить жизнь любого проекта, войти в историю. Издание будет уникальным, коллекционным и станет самостоятельным междисциплинарным проектом.
В прямом подключении выступила Статс-секретарь — заместитель Министра культуры РФ Надежда Преподобная, которая остановилась на теме интеграции новых субъектов Российской Федерации в культурную жизнь страны.
«Мы в свою семью приняли четыре новых региона, которые насчитывают 77 музеев. Технический анализ показал, что 30 музеев находятся в удовлетворительном состоянии, а 47 требуют ремонта. Сегодня ведется масштабная работа по восстановлению и функциональному наполнению этих учреждений, оснащению и обновлению их материально-технической базы и экспозиционного оборудования. Особое место в поддержке новых музеев занимает шефская помощь — сейчас 21 федеральный музей привлечен к этой работе. Это подразумевает проведение совместных выставочных проектов, обеспечивает экспертное сопровождение, поддерживает коллег организационно и методически», — отметила Надежда Преподобная.
Кроме того, она добавила, что РОСИЗО совместно с Госфильмофондом России откроет в ДНР Музей истории кино на базе Шахтерского колледжа кино и телевидения им. Ханжонкова. Ожидается, что музей сможет рассказать о главных кинопрофессиях и о новейшей истории кино. По словам Надежды Преподобной, это тот самый случай, когда под руководством федеральных кураторов произойдет полная перезагрузка учреждения, всех его пространств. В итоге на базе колледжа будет создан новый образовательный центр с кинозалом и студией звукозаписи.
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева рассказала о кураторстве выставок. Она озвучила три условия, при соблюдении которых выставка может считаться успешной.
«Первое, что нужно сделать куратору — это понять, какую именно историю должна рассказать экспозиция. Чтобы получилось, нужно придумать свой визуальный ход. Выставка — это и есть визуальный ход. Второе — необходимо досконально изучить материал, с которым работаешь, и свободно им оперировать, не теряя логики и содержательности. В противном случае ценность проекта значительно снизится. Третье — в соответствии с замыслом выставки необходимо выделить ее главную мысль и рассчитать минимальное количество всего необходимого — свет, зал, оснащение, что поможет это продемонстрировать», — подытожила Елизавета Лихачева.
Среди спикеров были также начальник отдела страхования культурных ценностей АО «АльфаСтрахование» Андрей Куча, который поделился мнением об особенностях работы с предметами искусства.
«Страхование культурных ценностей является одним из способов защиты имущественных интересов лиц, законно владеющих, пользующихся или распоряжающихся этими ценностями, а также одним из элементов системы обеспечения охраны наследия страны. Для государственных музеев необходимо страхование "от всех рисков"», — констатировал Андрей Куча.
Продолжили сессию выступления представителей медиагруппы «Красный квадрат» Елены Левицкой, члена Союза театральных деятелей РФ, оргкомитета Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров Евгении Карпаниной, представителей бюро светодизайна being.light Валерии Лукинской и Planet9 Светланы Алферовой.
Также в конференции выступили советник ректора Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, заведующий кафедрой «История искусств и гуманитарных наук», кандидат искусствоведения, профессор Кирилл Гаврилин, начальник контрактного отдела РОСИЗО Александр Югай, заведующий юридическим отделом РОСИЗО Виталий Илларионов и руководитель отдела по работе с плательщиками ассоциации УПРАВИС Алексей Кисточкин.
Следующая стратегическая сессия «Единая модель продвижения российских музеев» состоится осенью текущего года и будет посвящена актуальной повестке.