en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Известные эксперты оценили выставку "Всегда современное. Искусство XX—XXI вв."
Александр Любимов, Сергей Минаев, Ольга Свиблова и другие оценили выставку «Всегда современное. Искусство XX—XXI вв.»
Все новости
21 апреля 2016 года в легендарном павильоне № 66 на ВДНХ, до недавнего времени носившем название "Культура", состоялось официальное открытие галереи "РОСИЗО", на которой присутствовали министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и глава Фонда развития современного искусства (ФРСИ) Иван Демидов. Также открытие посетили и звёздные гости: Александр Любимов, Сергей Минаев, Ольга Свиблова и другие первыми оценили выставку "Всегда современное. Искусство XX—XXI вв."

Дмитрий Брусникин

Заслуженный артист России, режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, театральный педагог.



- Мне сложно сказать, как эту выставку и это пространство оценит будущая публика, но мое первое впечатление – это весьма органично. Сплошная органика, во всем, и всё очень естественно и логично. "Всегда современное" - это первая подобная выставка в павильоне "Узбекистан", и сам выбор ВДНХ в качестве места для проведения, выбор именно этого павильона мне кажется очень точным. Эти залы и детали, материалы и пространства, переходы и расположения - у выставки замечательная география, очень точно и очень правильно созданная в правильном месте.

Ольга Свиблова

Академик Российской академии художеств, режиссер, куратор-искусствовед, директор Московского дома фотографии, член Общественной палаты РФ, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ



- Поход к этой выставке, как выставке современного искусства очень правильный. Здесь представлены работы начала двадцатого века, двадцатых годов, двадцать девятого года. Все это время отмечено рождением искусства "made in сегодня", сегодня сделанного современного искусства, с художниками, вроде Айдан Салаховой, и подобный подход не вызывает у меня никаких вопросов.

Искусство – это всегда диалог, и искусство растет только в диалоге. И "Черный квадрат" Малевича и весь русский авангард в целом вели напряженную творческую дискуссию. Они дискутировали с соцреализмом, а соцреализм - это мощное и яркое направление. Это направление было, и нельзя сделать вид, что его не было. Как из истории ничего нельзя вычеркнуть, так и из искусства нельзя выкинуть ни одно из направлений. Такой диалог, диалог традиционного и новаторского, академического и экспериментального всегда должен возобновляться и продолжаться, поэтому поход к выставке, как к отражению этого диалога мне кажется очень правильным. Услышать голос каждого – в искусстве это единственный путь развития.

Александр Любимов

Тележурналист, продюсер, телеведущий



- Я очень люблю и хорошо знаю период, который представлен на выставке. Это удивительное время, полное энергии и силы, период абсолютного могущества человека, господства технологии, превосходства силы общества над силами природы, и удивительного величия.
Это время, которое бесконечно переобдумывается и переосмысливается. Оно совершенно по-разному воспринимается, скажем, двадцать, тридцать или сорок лет назад.
Интересно, что в Москве одновременно совпало сразу несколько экспозиций, посвященных этому времени, но эта выставка удивительна. Удивительна в том плане, что четко показывает, как что-то рождалось и создавалось в одно время, в одном месте, и было при этом весьма похожим и абсолютно разным одновременно.
Эту выставку и эту тему нельзя назвать "актуальной". Потому что они – вечные.

Сергей Минаев

Писатель, теле- и радиоведущий



- Три эпохи, два направления, одна страна – этот проект весьма актуален еще и потому, что половину представленных здесь вещей широкая аудитория вообще никогда не видела. Это абсолютная аутентичность, и через сто лет, и через двести эти работы будут по-прежнему актуальны.

Из этих работ, из течений и направлений сплетено полотно, которое показывает, чем был Советский Союз в то время, чем была и есть Россия сейчас. Это важная вещь – ее очень точно уловили на открытии Олимпиады в Сочи, когда показали одновременно классику и авангард, когда представили страну через искусство. Искусство – это визитная карточка, это язык, который не требует дополнительный разъяснений, и разговаривать на котором понятнее

Василий Церетели

Художник, исполнительный директор Московского музея современного искусства, академик и член Президиума Российской академии художеств



- Есть большой пласт людей, склонных видеть в современном искусстве известный радикализм. Но этил люди увидят его в любом искусстве любой эпохи – неважно как оно называется официально. На самом деле же, все три зала выставки потрясающе отобраны, и все работы в трех залах потрясающим образом отражают эпоху, вернее, эпохи, когда они были созданы, в том числе зал XXI века. Хочу подчеркнуть, что весь этот проект не разовая акция и не случайная инициатива. Он будет развиваться и расширяться, будет жить, здравствовать и продолжаться многие годы.

Александр Шабуров

Российский художник, участник российской арт-группы «Синие носы».



- На мой взгляд деление на современное и традиционное искусство очень условно. Его придумали маркетологи и те, кто торгует этим искусством, разного рода карьеристы и мистификаторы. Согласно их взглядам, современное искусство определяется исключительно технологиями, которые появились в XX веке – фото и видео, акции и инсталляции.

На самом деле – это точно такое же искусство, такая же часть познавательной деятельности человека. Художник – это человек, который рефлексирует относительно окружающей жизни в неких художественных формах, а технологии - технологии могут меняться, и потому принципиальной разницы между современным и несовременным искусством попросту нет. Больше того – у нас есть обиды на тот период, когда, в перестройку ругали традиционное искусство и превозносили современное, а в обществе даже существовала борьба и полемика.
Между художниками никаких особенных противоречий никогда не было. Когда стало модным идти в перформанс, когда выход в перформанс стал обозначать автоматическое попадание в историю современного искусства, вдруг выяснилось, что среди перформансов ровно такой же процент некачественной «бяки», как и среди стандартных пейзажиков и натюрмортов. Искусство либо захватывает, либо нет, и важно не то какие технологии использует человек, а то что, и как он хочет сказать. И хочет ли он что-то сказать вообще, или просто подражает искусству производством.

Именно этот подход представлен на выставке. Здесь никакого деления нет. Было в нашей стране искусство такое, было другое – все оно было прекрасным, и потому убивать кого-то или превозносить никакого смысла не вижу я и не видят организаторы.

Николай Табашников
Журналист, телеведущий, главный редактор телеканала «Моя Планета»



- Главное впечатление от выставки – это хороший, правильный шок. Организаторы нашли и открыли гигантские запасники, которых никто никогда не видел и создали экспозицию в который буквально шедевр на шедевре. Спасибо организаторам, которые набрались мужества и осилили этот пласт, подобрали колоссальный павильон, может быть лучший на ВДНХ.

Все очень правильно смоделировано и расположено. Полностью видишь развитие страны за последние сто лет и понимаешь, что какие бы исторические и политические события не происходили, какого бы цвета флаги не были на полотнах, искусство всегда было живо, а художественная мысль была хороша. Я не Бог весть какой специалист в живописи, но уж точно могу определить, что мне нравится, а что нет. И здесь мне нравятся и интересны девяносто процентов работ.

Совершенно грандиозное начинание - не сомневаюсь, что по выходным здесь будет масса народу - как в ЦДХ на Серове.

Андрей Ковальчук

Скульптор, педагог, профессор,
председатель правления Союза художников РФ с 2009 года



- В советском искусстве, да и в российском тоже, всегда существовало разделение на искусство официальное и неофициальное. При этом необходимо осознавать, что любой художник, рожденный в СССР и выросший в России в той или иной степени представляет современное российское искусство.
Таков главный подход этой выставки, и он позволяет нам видеть ту целостную картину, которую раньше мы могли получить крайне редко. Если в советское время художники неформальные выставлялись в квартирах, а официальные – в Манеже и различных музеях, то здесь мы видим соединение, широкий обзор современного искусства в той или иной форме.

И в этом смысле и противостояние выставленных работ по направлениям, и объединение их в одном пространстве – весьма условны. Художников далеко не всегда можно было легко поделить на направления. Многие, кого мы считаем представителями соцреализма выполняя в рамках заказа произведения в одном стиле, для себя и знакомых нередко делали работы другой направленности. Но это всегда были произведения больших мастеров.

Несколько теплых слов я обязан сказать относительно экспозиции – она совершенно не перегружена, что очень важно. Восприятие большого зала вроде Манежа неподготовленным зрителем – оно всегда сложное, и уже через полчаса человек устает и утрачивает возможность воспринимать полноценно.

Эта выставка удобоварима, в ней нет перегрузок, в ней можно спокойно сосредоточится на работах. Комфортные и современные аспекты влияют на восприятие выставки в целом, и на понимание каждой картины отдельно.
Здесь можно понять и увидеть сразу несколько эпох, и это собрание будет весьма интересно как для специалиста, так и для зрителя. Здесь можно ощутить каждый период и каждый год. Понять сороковые и семидесятые, девяностые и двухтысячные, и в весьма небольшом объеме отчетливо осознать, как и чем живут художники. Понятно, что в этот зал невозможно вместить сотни имен и тысячи работ, но тот отбор, который осуществили организаторы выставки был очень и очень качественным. Это хорошая экспозиция и большая удача ее устроителей.
Другие новости
все новости