Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Реставрация предметов для выставки «Сокровища музеев России». Астрахань
Все новости

Самая успешная выставка 2018 года шагает по стране. Завершают свою работу экспозиции в Калининграде и Тюмени, следующими городами, готовыми принять проект будут Нижний Новгород, Пермь, Южно-Сахалинск.

Передвижной проект «Сокровищ» в регионах готовили ведущие специалисты в сфере музейной деятельности, в том числе задействовано множество подразделений ГМВЦ «РОСИЗО». Одна из составляющих этого сложного процесса - реставрация и подготовка произведений к экспонированию в разных городах России, от Калининграда до Дальнего Востока.

Например, в июне в наш отдел реставрации из собрания Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина поступили настоящие шедевры русского искусства: живописная работа «Ненюфары» в антикварной раме кисти Исаака Левитана и жанровая картина на крестьянскую тему художника Абрама Архипова «Чаепитие».

В  расширенном реставрационном совете1 приняли участие сотрудники не только ГМВЦ «РОСИЗО», но  и приглашенные специалисты ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря: заведующая отделом реставрации станковой масляной живописи, художник-реставратор высшей категории Н.С. Кошкина, реставратор 2 категории А.А. Назарова, а также главный хранитель Астраханской картинной галереи Т.Н. Макарова. 

Были подняты несколько важных реставрационных вопросов. Картина «Чаепитие» поставила перед специалистами интересную проблему, требовавшую широкого обсуждения. В нескольких местах часть авторского красочного слоя была счищена, вероятно мастихином. Требовалось определить, что это: авторский живописный прием или повреждение. От решения напрямую зависел выбор программы работ. Если это авторский прием, то участки было бы необходимо сохранить, если же это следы бытования, то потребуется выполнить тонировки. В процессе обсуждения совет пришел к выводу, что это авторское решение: счистив мастихином некоторые участки непросохшего красочного слоя художник стал искать новое композиционное решение, работая по живописной поверхности крупными мазками.  Большинством голосов совета было принято решение тонировки на этих участках не выполнять.

В ходе совета была утверждена программа реставрации всех трех предметов. Живопись взяли на себя реставраторы Виталий Спиридонов и Виктор Кузнецов, за антикварную раму от картины «Ненюфары» отвечал заведующий сектором скульптуры Анатолий Доставалов.


1Реставрационный совет – это коллегиальный орган, состоящий из реставраторов, хранителей и других специалистов. В сложных и неоднозначных случаях, а также при работе с уникальными произведениями, к участию в совете принято приглашать ведущих специалистов из других организаций. Реставрация – сложный процесс, часто поднимающий помимо технологических решений вопросы этики в обращении с музейными предметами. Именно для защиты произведений и предупреждения спорных решений, профессиональное сообщество сформировало «защитный механизм» в виде реставрационных советов. В музейной практике через процедуру совета каждое произведение проходит как минимум дважды: на «открывающем» совете до начала работ утверждается их программа, после завершения реставрации на «закрывающем» совете принимается результат.

Реставрация предметов для выставки «Сокровища музеев России». Астрахань Реставрация предметов для выставки «Сокровища музеев России». Астрахань Реставрация предметов для выставки «Сокровища музеев России». Астрахань Реставрация предметов для выставки «Сокровища музеев России». Астрахань Реставрация предметов для выставки «Сокровища музеев России». Астрахань
Другие новости
все новости