en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Известны имена участников инклюзивной выставки «Искусство быть»
Все новости

For English scroll down

Известны имена участников инклюзивной выставки «Искусство быть»

27 декабря завершился финальный этап конкурса на участие в инклюзивной выставке «Искусство быть», которая откроется в Государственном центре современного искусства в составе РОСИЗО в марте 2019 года. Проект реализуется Государственным центром современного искусства в составе РОСИЗО совместно с благотворительным фондом «Гольфстрим» в рамках инклюзивной программы «Современное искусство и особое восприятие» на средства Фонда президентских грантов. Кураторы – Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура.

Жюри было отобрано 17 проектов от следующих художников: Вероника Павленко и студия «Особые художники» (Москва), Елена Рэмбо (Пермь), Ирина Нахова (Москва), Ростан Тавасиев (Москва), Сергей Филатов (Москва), Дарья Боголюбова-Кузнецова (Москва), Маркус Мартинович (Москва - Дюссельдорф), Марина Фоменко (Москва), Анна Семенова-Ганц (Москва-Гамбург), Вик Лащенов (Москва), группа художников Александра Рудик, Вера Щелкина, Дмитрий Волков (Москва-Севастополь-Москва), группа художников Никита Савостьянов, Александр Мигуцкий, Андрей Воробьев (Санкт-Петербург-Томск), Елена Демидова (Екатеринбург-Москва), Егор Рогалёв (Санкт-Петербург), арт-группировка «ЗИП» (Евгений Римкевич, Степан и Василий Субботины; Краснодар), Сергей Катран (Москва), Леонид Тишков (Москва).

За время проведения конкурса жюри получило 60 заявок, из которых первоначально предполагалось отобрать 12 идей. Отбор проходил в два этапа, в ходе которых эксперты оценивали реабилитационную и художественную сторону проектов, их смысловую наполненность, эмоциональную составляющую. Важными критериями были открытость и доступность восприятия для любой аудитории, в том числе людей с особенностями в моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, ментальной сферах. После продолжительных обсуждений сначала определился шорт-лист из 30 участников. На финальном отборочном этапе, еще раз обсудив анкеты всех авторов, члены жюри единогласно решили увеличить число проектов, которые войдут в выставку, до 17. Художники, победившие в конкурсе, получат гонорар за участие в проекте, им будут покрыты командировочные расходы, а также расходы на изготовление работ.

«Увеличение количества художников обогатит наш проект, позволит сделать его еще более разносторонним. Некоторые заявки содержат несколько идей, которые кроме выставочного проекта можно использовать в параллельной программе. Мы подсчитали все необходимые расходы и поняли, что сложностей с финансированием, в том числе благодаря средствам Фонда президентских грантов, не возникнет», - отметила куратор проекта Наталья Гончарова.

Выбор победителей конкурса осуществлялся с помощью подсчета баллов по каждому из критериев технического задания. Некоторые идеи получали низкий бал, поскольку, несмотря на эффектную образность, в них терялась смысловая составляющая. Другим, напротив, не хватало оригинальности. Некоторые работы, мотивирующие на участие одну группу людей, могли травмировать другую категорию зрителей с теми или иными особенностями восприятия. «В идеях работ с утешительным подтекстом может присутствовать серьезный негативный аспект. Но человек, переживший травму, не нуждается в утешениях. Часть поданных на конкурс работ как будто пытается разбудить сострадание, акцентировать инаковость», - отмечал в ходе обсуждений Сергей Ваньшин, руководитель Экспертно-консультационной группы Департамента Культуры Москвы по вопросам реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, генеральный директор института «Реакомп» ВОС. «Некоторые из предложенных на конкурс идей имели столь сильный акцент на визуальной составляющей, что могли отвлечь зрителя от важных смыслов, которые изначально вкладывал в работу художник», - отметил директор Музея Вадима Сидура Ярослав Алешин. Кроме них в жюри конкурса, определяющее финалистов, вошли начальник научно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО Евгения Игнатушко, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова, директор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Алексей Ретеюм, куратор инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Евгения Киселева, а также кураторы проекта.

В состав выставки войдут арт-книги и панно, видео и скульптура, медиа-объекты, тактильно-обонятельные, звуковые, мультимедийные инсталляции, коммьюнити-арт и перформанс. В рамках проекта также будет запущена большая параллельная программа. Кроме Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО выставка «Искусство быть» будет реализована в Ботаническом саду МГУ «Аптекарской огород» и на площадке Арсенала в Нижнем Новгороде. Ряд произведений по согласованию с художниками будет передан реабилитационным центрам на благотворительной основе.

Подробнее о составе жюри и экспертном совете конкурса, технических требованиях, предъявляемых к произведениям, можно узнать здесь. Программа развития инклюзивной среды «Современное искусство и особое восприятие» (2018-2019 гг.) инициирована кураторами ГЦСИ в составе РОСИЗО и предполагает комплекс мер по созданию безбарьерной среды для людей с особенностями восприятия при взаимодействии с искусством. Цель музейной инклюзивной программы – расширение горизонтальных связей между различными социальными группами.

Дополнительная информация о проекте:

Лариса Гринберг, куратор проекта «Искусство быть», 

l.grinberg@ncca.ru

Изображение: "Сергей Катран. Скульптура для обнимания"


On December 27, the final stage of the competition for participation in the inclusive exhibition Art of Being, which will be open at the National Center for Contemporary Art (ROSIZO) in March 2019, was completed. The project is being implemented by the National Center for Contemporary Art (ROSIZO) together with the Gulf Stream Charity Foundation within the framework of the inclusive program “Contemporary Art and Special Perception” with the financial support of the Presidential Grants Foundation. Curators - Natalia Goncharova, Larisa Grinberg, Nadezhda Gura.

The jury has selected 17 projects from the following artists: Veronika Pavlenko and the Special Artists studio (Moscow), Elena Rambo (Perm), Irina Nakhova (Moscow), Rostan Tavasiev (Moscow), Sergey Filatov (Moscow), Daria Bogolyubova-Kuznetsova ( Moscow), Markus Martinovich (Moscow - Düsseldorf), Marina Fomenko (Moscow), Anna Semenova-Ganz (Moscow-Hamburg), Vik Lashchenov (Moscow), the group of artists Alexander Rudik, Vera Schelkina, Dmitry Volkov (Moscow-Sevastopol-Moscow), the group of artists Nikita Savostyanov, Alexander Migutsky, Andrey Vorobyev (St. Petersburg-Tomsk ), Elena Demidova (Yekaterinburg-Moscow), Egor Rogalyov (St. Petersburg), the art group ZIP (Evgeny Rimkevich, Stepan Subbotin and Vasily Subbotin; Krasnodar), Sergey Katran (Moscow), Leonid Tishkov (Moscow).

During the competition, the jury has received 60 applications. It was originally supposed to select 12 ideas. The selection took place in two stages, during which experts assessed the artistic side of the projects, their semantic content and emotional component. Important  criteria were the openness and availability of perception for any audience, including people with special needs in the sensory, emotional, communicative, behavioral, mental aspects. After lengthy discussions, a short list of 30 participants was first determined. At the final qualifying stage, once again discussing the portfolios of all authors, the jury members unanimously decided to increase the number of projects that will be included in the exhibition to 17. Artists who won the competition will receive a fee for participation in the project. It will cover the travel expenses, as well as expenses for the manufacture of works.

The increase of the number of artists will enrich our project, will make it even more diversified. Some applications contain several ideas that, in addition to the exhibition project, can be used in a parallel program. We calculated all the necessary expenses and realized that there would be no difficulty with financing, especially with the support of the Presidential Grants Fund,- said Natalia Goncharova (the project curator).

The selection of winners of the competition was carried out by counting points for each of the criteria of the technical task. Some ideas received a low ball, because, despite the spectacular imagery, they lost the semantic idea. Others, on the opposite, lacked originality. Some works that motivate the participation of one group of people could injure another category of viewers with certain features of perception. 

The ideas of works with a consoling overtones can have a serious negative aspect. But the person who survived the injury does not need consolations. Some of the works submitted for the competition seem to be trying to arouse compassion and accentuate otherness,  - noted Sergei Vanshin ( the head of the Expert Advisory Group of the Moscow Department of Culture on the rehabilitation of people with disabilities). 

Some of the ideas proposed for the contest had such a strong emphasis on the visual component that they could distract the viewer from the important meanings that the artist had originally put into the work,- said Yaroslav Alyoshin (the head of the Vadim Sidur Museum).

In addition to them, the jury of the competition, which determines the finalists, included Evgenia Ignatushko, Head of the Scientific and Educational Department of the Volga-Vyatka branch of the NCCA (ROSIZO), Head of the Modern Trends Department of the State Tretyakov Gallery Irina Gorlova, director of the Botanical Garden of Moscow State University - the Pharmacy Garden Alexey Reteyum, curator of inclusive projects of the Pushkin Museum Evgeny Kiselev, as well as the project curators.

The exhibition will include the art books and panels, video and sculpture, media objects, tactile-olfactory, sound, multimedia installations, community art and performance. The project will also launch a large parallel program. In addition to the National Center for Contemporary Art (ROSIZO), the exhibition The Art of Being will be implemented in the Botanical Garden of Moscow State University - the Pharmacy Garden and at the Arsenal site in Nizhny Novgorod. A number of works in consultation with artists will be transferred to rehabilitation centers on a charitable basis.

To find out more, please follow the link ( http://www.rosizo.ru/news/1316/ ). The program for the development of the inclusive environment "Contemporary Art and Special Perception" (2018-2019) was initiated by the NCCA curators (ROSIZO) and involves a set of measures to create a barrier-free environment for people with perceptions in interaction with art. The goal of the museum's inclusive program is to expand horizontal links between various social groups.

The additional information about the project:

Larisa Greenberg, curator of the project The Art of Being l.grinberg@ncca.ru )

Image: Sergey Katran - Sculpture for hugging





 

Другие новости
все новости