Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО


Выставка «Пересматривая заново. Собрание «РОСИЗО» откроется во Всероссийском музее декоративного искусства


Выставочный проект: «Пересматривая заново. Собрание «РОСИЗО»

К 60-летию Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО»

Дата и время проведения: 27 декабря 2019 года – 26 января 2020 года

Место проведения: г. Москва, ул. Делегатская, д. 3

Всероссийский музей декоративного искусства 

Возрастной ценз: 16+ 

Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский музей декоративного искусства».


В предновогодние дни принято подводить итоги, вспоминать важные события и поворотные моменты прошлого. Юбилейная выставка произведений из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» предлагает пересмотреть заново страницы шестидесятилетней истории формирования собрания. 

Активная художественная жизнь в стране и за ее пределами поместила советское искусство в особую нишу истории мировой культуры. Все происходившее в СССР – революции, войны, перестройки, невероятные научные открытия – нашли яркое отражение в искусстве той эпохи, часть этих произведений составляют основу собрания «РОСИЗО». 

Экспозицию в выставочных залах Всероссийского музея декоративного искусства откроет первое произведение русского конструктивизма – проект памятника III Интернационалу Владимира Татлина, где динамичная форма в сочетании со сквозной стальной конструкцией из восходящих спиралей стала ключевым символом нового времени.

Юбилей «РОСИЗО» весьма символично совпадает с 90-летием грандиозной выставки «Индустрия социализма» (1939), показывавшей лучшие достижения советского искусства. Эти работы заложили основы собрания Загорского архива художественных произведений, ставшего частью фондов «РОСИЗО» в 1992 году. Конфликт между идеей и идеологией сформировал особый тип социальной и художественной рефлексии, воплотившейся в неповторимом явлении компенсаторного искусства, которое возмещало ужасы жизни обостренным ощущением и искренним воспеванием чистой радости бытия.

Сюжеты социалистического строительства, трудового и боевого героизма советских людей сочетаются с колористической сочностью, силуэтной внятностью примитивизма и композиционной динамичностью ОСТа, фактурным неистовством «Бубнового валета» и мерцающей фактурой русского импрессионизма. Это шедевры, представляющие собрание «РОСИЗО» на внутрироссийских и международных выставках: «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» Кузьмы Николаева, «В рыбном магазине» Юлия Клевера, «Демонстрация на площади Урицкого» Василия Викулова, «Интуристы в Ленинграде» Ивана Владимирова и многие другие. В это же время активно развиваются другие виды искусства, среди которых особое место занимают произведения знаменитых скульпторов: Веры Мухиной, Ивана Шадра, Николая Томского, Меера Айзенштадта, Сарры Лебедевой.

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство 1960-1980-х годов представлено в собрании центра не только московской и ленинградской художественной школой, но и региональной. Культурная и художественная жизнь этого времени впитала все стадии замерзания и оттаивания, консерватизма и либерализма, надежды на будущее и горького сарказма недоверия.

Традиции, заложенные в предыдущие десятилетия, продолжают свое существование в тех же тематических аспектах: пионеры и комсомольцы (Вячеслав Мариупольский «Вожатая», 1950), легендарные стройки и индустриализация (Александр Пантелеев «Эстакады Азовстали», 1975; Леонид Семейко «Смена», 1981), важнейшей темой становятся картины о Великой Отечественной войне (Ким Ефремов «За победу», 1968), парадные картины (Петр Оссовский «Солнце над Красной площадью», 1985).

Новое поколение столичных живописцев и графиков было ярко отмечено «московитсвом», широтой жеста, живописным смаком и любовью к картине. В то же время они понимали сложность международных проблем и разделяли тревоги по поводу «конца живописи». «Московские мечтатели», такие как Николай Андронов, Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Геннадий Мызников, Татьяна Насипова и другие, создали в это время свои лучшие работы. 

Важной частью истории «РОСИЗО» является совместная выставочная работа с ГЦСИ. Собрание Государственного центра современного искусства поможет представить основные направления 1990-2010-х годов, развитие таких принципиально важных для отечественной культуры явлений, как соц-арт, апт-арт, московский концептуализм. В экспозицию вошли произведения Дмитрия Врубеля, Ильи Кабакова, Михаила Рогинского, Александра Нея.

Давно известно: чем дальше отодвигается прошлое, тем выше оно становится в цене. Сегодня растущая популярность художественного наследия ХХ века еще раз подтверждает это правило. Выставка «Пересматривая заново. Собрание «РОСИЗО» дает возможность узнать новое о творчестве забытых или неизвестных художников, а также добавить свежие штрихи к представлениям об известных мастерах, она поможет оживить коллективную память, а кому-то – предаться советской ностальгии.

В экспозицию юбилейной выставки вошли живопись, графика, скульптура, видео-арт – всего более сотни произведений из фондов РОСИЗО и ГЦСИ. 

Аккредитация на открытие: d.zavialova@rosizo.ru

Куратор проекта Виктория Зубравская

Дополнительная информация: v.zubravskaya@rosizo.ru

__________________________________________________________

Генеральный партнер проекта:


 


Календарь событий
2015 2016 2017 2018 2019 2020
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
март
апрель
июнь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март