en Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Лекция: «И Бог создал женщину» — «новые француженки» в фильмах Роже Вадима, Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Клода Шаброля и Аньес Варда
Купить билет

Лекция в рамках курса «О главном в современном искусстве». По средам с 21 ноября по 19 декабря пройдет цикл мероприятий по истории мирового кино: культовые режиссёры, знаковые фильмы, важнейшие культурные события ХХ-ХХI вв. — все это и многое другое обсудим через призму гендерного подхода к анализу кинематографа.

В 1956 г. выходит фильм Р. Вадима «И Бог создал женщину», в котором впервые в послевоенном европейском кинематографе заявляется тема женской эмансипации. Эту картину позднее Ф. Трюффо назовет «документальным фильмом о «женщине, олицетворяющей [свое] поколение», приравнивая образ героини, созданный на экране Брижит Бордо с бунтарскими образами Джеймса Дина в американском кино.

Из-за своей откровенности фильм вызвал тогда скандал, но буквально через несколько лет французский кинематограф захлестнет «новая волна», которая начнет разрушать старую мораль и заявит о приходе нового революционного поколения. Эпоха «новой волны» совпадает с подъёмом феминистских настроений в Европе. 

И как в XIX веке появились «новые француженки» Золя, Мопассана, Бальзака, Флобера, Ж. Санд, так в конце 50-х гг. ХХ века появляются «новые француженки» Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годара, Л. Малля, К. Шаброля, А. Варда и др. — раскрепощенные, эмансипированные, «живущие своей жизнью». О героинях, заставивших весь мир обернуться и с восхищением взглянуть на них, расскажет 5 декабря расскажет киновед Светлана Смагина.

Понятие репрезентации является базовым для парадигмы «гендерных культурных исследований», поэтому вместо объединения героинь в произведении под единым статичным понятием «женского образа», мы обратимся к рассмотрению женщины как образа динамического. Это позволит, исходя из понимания «духа времени» (нем. Zeitgeist), понять, какие идеи скрываются за характером конкретных героинь.

Новая репрезентация женских персонажей в произведении всегда свидетельствовала о важнейших изменениях в сознании той или иной эпохи. Именно эти образы становятся ключевыми для определения характера времени и исторического сознания, они маркируют перемены, происходящие в социально-общественном мироустройстве. Гендерный подход расширит смысловое поле и позволит по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известные периоды кинематографа и фильмы.

Лектор: Светлана Смагина — киновед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ киноискусства-ВГИК, старший преподаватель кафедры киноведения ВГИК.


Календарь событий
2021 2016 2015 2016 2017 2018 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
ноябрь
июнь
апрель
сентябрь
ноябрь
август
ноябрь
октябрь
сентябрь
март
апрель
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
январь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
февраль
март
апрель
май
март
май
июнь
апрель
июнь
июль
июнь
август
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
август
октябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
январь
февраль
март
февраль
апрель
март
апрель
март
май
апрель
май
июнь
май
июнь
май
июнь
май
июнь
май
июнь
июль
июнь
июль
август
июль
август
сентябрь
август
июль
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
сентябрь
август
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ноябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
октябрь
декабрь
октябрь
февраль
март
апрель